Поведенческие нарушения

i i i i i i i i i i i i i

На приеме у психологов часто озвучиваются жалобы родителей на поведение ребенка: «плохо ведет себя», «дерется», «назло мне кусает свою руку», «падает на пол в магазине и кричит», «не слушается и не слышит, что я ему говорю», «хлопает дверями, бросает вещи» и т.д. Первым шагом решения этой проблемы является понимание самого термина «поведение». Принято считать поведение – внешне наблюдаемыми реакциями человека. При этом причиной считаются внутренние особенности ребенка, на которые сложно повлиять простым замечанием, проговаривается это родителями как «он такой», «у него плохой характер», «он это на зло делает, а так-то он добрый»…. Следует понимать, и это очень важно, что оценочное суждение опасно, так как проблему данная оценка не решает, а со временем негативное отношение к ребенку становится привычным и обычным, приводя к искажениями в развитии личности в целом. Определяя поведение, правильнее пользоваться не общими фразами («мой ребенок агрессивный», «он постоянно так делает»), а следует четко описывать и обращать внимание на конкретные движения: «сынок кусает кулачки», «дочка, сосет палец», «дочка трясет руками в воздухе», «сын дергает волосы», «бьет ребят в садике», «пинается» и т.д.  

 

Почему определение поведения должно быть столь конкретным?

Важно понять адекватность возникновения реакции, если с агрессией и аутоагрессией более-менее понятно родителям: это плохо, это требует коррекции, то вот крик, плач и смех возникает абсолютно у всех детей, но вот появление их в определенных ситуациях бывает не адекватным: «дочка смеется, когда мне больно», «сынок плачет, когда я зову его играть», «сынок кричит, когда дома тихо и мы с мужем разговариваем спокойно, почему?"...  Например, негативизм на учебный процесс бывает выражен в виде физического сопротивления (мальчик пытается покинуть рабочее место, отталкивает руки взрослого при оказании физической помощи) и вокализаций (пищит). Негативизмом у данного мальчика не будет считаться отсутствие реакции на предъявляемые просьбы, инструкции и задания.

Отсутствие реакций, мутизм это тоже проявление поведения, но характер и причину их можно и нужно устанавливать, чтобы построить взаимодействие с ребенком.

               Точные описания помогают психологу разобраться в причинах поведенческих нарушений, скорректировать работу психо-эмоциональной сферы, а чаще требуется помощь именно врача- невролога (обследование и подбор лечения), нейропсихолога (качественная диагностика и коррекция нарушений), психиатра (терапия различных нарушений) и других специалистов, включенных в процесс коррекции поведения пациента.

               

Крик души родителей звучит обычно так «сделайте что-нибудь, мы уже перепробовали всё, даже ремень»…

 

Начнем с того, что физическое воздействие это негативное подкрепление и закрепление негативных реакций ребенка на ситуацию, выстраивание искаженных, нездоровых отношений ребенка с родителями, конечно возникновение такой реакции родителя это полная капитуляция перед ребенком. Сам родитель подписывается в своей беспомощности, неграмотности, более того: нуждается в личной терапии, ведь агрессивное поведение в своей сути потеря внутреннего психо-эмоционального баланса… Такое воспитание не приведет к положительным результатам. Есть такое явление, что увеличивается в размерах то, на что мы направляем фокус своего внимания. Если родители заняты своими делами, а ребенок в это время тихо-мирно играет, то ситуация приятна сама по себе и бесконфликтна. Конечно, вряд ли придет в голову подойти в этот момент родителю к ребенку и сказать: «Сынок, пойдем попьем чайку, я соскучился по тебе и хочу тебе рассказать кое-что»… Но в тот момент, когда родители заняты, ребенок почувствовал острый дефицит тактильного, вербального, эмоционального контакта, да и просто устал и начал кричать, перебивать взрослых, то многие реагируют негативно на поведение ребенка, резко обрывая его криком в ответ, замечаниями, чем в свою очередь устанавливают «нездоровые» отношения  в семье в целом.

Таким образом, положительное подкрепление того, что является позитивным в поведении ребенка, способствует его развитию и наоборот, наказания, крики, грубость, унижения, побои, истерики со стороны родителей это внимание, путь и негативное, направленное на усиление проявлений поведенческих нарушений.

Но не все так просто, ведь и у грамотных, гармоничных и психически-устойчивых родителей (хоть и значительно реже) возникают нарушения поведения у детей. Причиной тому бывают органические поражения головного мозга, родовые травмы, болезни, перенесенные ребенком, стрессовые ситуации (смерть, развод, переезд) и т.д. В таком случае, требуется комплексное обследование ребенка и после этого выстраивание стратегии помощи близких и специалистов.

При заболеваниях головного мозга, нервной системы, задержке психо-моторного развития возникают различные виды поведенческих нарушений: нарушения пищевого поведения; нарушения сна; проблемы с туалетом; аутостимуляции; сопротивление изменениям; недостаточная дисциплинированность; недостаточность навыков игры; безынициативность; аффективные вспышки; игнорирование других людей; агрессия; причинение себе вреда; эхолалия; неправильное употребление личных местоимений; неологизмы. Наличие большинства перечисленных симптомов свидетельствуют о развитии аутизма (сложного психического нарушения, требующего длительной коррекции и адаптации пациента к окружающему миру), часто поведенческие нарушения выступают признаками искаженного развития психики.

Почему же дети плохо себя ведут?

 

  •  Если ребенок с патологией работы нервной системы и головного мозга, с нарушениями психики, эмоциональной сферы, то плохому поведению способствуют сложные нарушения, причины которых можно установить только в ходе длительного обследования пациента.
  •  Если ребенок условно здоров, нормативно развивается, то плохое поведение выступает сигналом конфликта, как столкновения  интересов двух сторон, это, в целом, явление естественное в среде детей и подростков. Детям свойственна поляризация, то есть восприятие мира «или черное, или белое». В возрасте до 16-17 лет еще недостаточно готов мозг и психика ребенка к компромиссам, но самое главное, что сфера регуляции не развита до необходимого уровня. Ведь регуляция: это баланс между возбуждением и торможением в нервных клетках, процесс этот в силу разных причин у всех детей осуществляется по-разному.

 

             Чаще бывают аффективно-возбудимые дети, реже достаточно уравновешенные, нередко и тормозимо-инертные. Все дети разные, но абсолютно у любых детей могут возникать приступы, например, агрессии. Связано это прежде всего с особенностью школьной нагрузки на психику. Ежедневно, много часов подряд активно задействуется когнитивный уровень, при этом регуляторные функции направлены не на разрядку, не на физическую активность, игру, а на поддержание внимания, усидчивости, мышления, логических процессов, навыков письма, счета и чтения. Вот и получается, что ребенок, выйдя из класса, переполнен скопившейся энергией, нерастраченной на движение! Одни умеют эту энергию направить в мирное русло, донести ее до секции после уроков, а другие дети – нет.

              Очень важно отметить, что нарушение поведения среди детей (особенно мальчиков) явление естественное. Желание лидировать часто связано с внутренними амбициями, которые двигают поведением ребенка, но важно обучить детей направлять эту энергию в мирное русло, давать возможность и главное научить выплескивать скопившийся негатив не на одноклассников и членов семьи, а в движение, в работу над собой, в спорт, творчество. 

              Родителям же нужно структурировать жизнь ребенка: предоставить  возможность реализовывать свои базовые потребности в игре, творчестве, познании окружающего мира и  интенсивно физически развиваться!

 

Здоровье детей и атмосфера семьи в руках родителей!

Наверх