Как вырастить вундеркинда?

i i i i i i i i i i i i i

Обратимся к словарям: от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) — дети, которые признаны превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности могут относиться к любым интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее.

Как же вырастить вундеркинда? Начнем с того, что для каждой мамы ее ребенок самый чудесный и это правильно. Однако речь идет не о том, чтобы воспитать ребенка со сверхспособностями, а вырастить гармоничную личность и дать возможность раскрыть потенциал полностью.

Есть такое понятие, как онтогенез. Это индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом, от оплодотворения  до конца жизни. Очень важен ранний период жизни человека, когда идет закладка базиса для дальнейшего развития.

Развитие интеллекта, когнитивных функций опирается на функционирование ЦНС, головного мозга. Так называемая регуляторная сфера отвечает за приспосабливаемость к окружающей среде, нагрузкам, импульсам извне, обеспечивает баланс возбуждения и торможения и способствует развитию моторной сферы и интеллекта, являясь важной опорой, базисом.

В целом существуют основные стадии развития интеллекта:

1. Сенсо-моторный период:

  • с рождения и до 8-9 месяцев: становление карты тела на уровне ощущений и взаимодействий с миром.
  • с 9 мес. до 1,5-2 лет: развитие практического интеллекта, способность повторять, присваивать себе новые знания и навыки.

2. Развитие конкретных операций:

  • с 2-3 лет до 7-8 лет: развитие символического понимания (фигура, цвет, размер, образ слова и буквы, понятия времени и пространства и т.д)
  • с 7-8 лет до 12 лет: развитие конкретных операций с усвоенными символами: классификация, проективные понятия)

3. Репрезентативный интеллект, завершение развития логики и комбинаторики. Сложные типы трансформации операций.

Когда ЦНС, регуляторная сфера деятельности головного мозга не достаточно выступают опорными для развития когнитивных функций: развития мышления, внимания, памяти и т.д., то происходит ЗАДЕРЖКА психического и моторного развития у ребенка.

Что с этим делать? Как помочь? Возвращаться на уровни ниже в сенсо-моторный период и помогать ребенку прожить необходимые ощущения и развить навыки для развития последующих.

Какие специалисты могут скорректировать или простимулировать гармоничное развитие ребенка?

  • кинезиотерапевт,
  • нейропсихолог,
  • невролог,
  • семейный психотерапевт в рамках системного подхода,
  • логопед-дефектолог.

Очень важно добиться гармоничности развития ребенка, не стремиться обучить его в два года чтению и английскому языку, а обращать внимание на физическое и психо-моторное развитие, чтобы избежать эмоциональных нарушений и искажений психического развития позднее.

Снова напомню, онтогенез –  последовательность развития нервной системы и головного мозга, перескакивая через важные этапы и поторапливая развитие отдельных функций вы неизменно нарушаете баланс между различными системами!

Наверх