Классификация стадий развития интеллекта
Период | Подпериод | Стадии | Возраст |
I. Сенсомоторный интеллект | А. Карта тела. | 1. Упражнение рефлексов: сосание груди, соски. | 0-1 мес. |
|
| 2. Первые навыки и первые круговые реакции: поворот головы на шум, повторяет свои действия | 1 – 4,5 мес. |
|
| 3. Координация зрения и хватания. Вторичные круговые реакции. Сосредоточен на изменениях звука своими действиями. Желание продлить. | 4,5 – 8-9 мес. |
| В. Объективация практического интеллекта | 4. Дифференциация средства и цели. Начало практического интеллекта. Появление нового. | 8-9 – 11-12 мес. |
|
| 5. Дифференциация схем действия благодаря третичным круговым реакциям. Появление новых средств. | 11-12 – 18 мес. |
|
| 6. Начало интериоризации схем и решение некоторых проблем путем дедукции. | 18-24 мес.
|
II. Резентативный интеллект и конкретные операции | А. Предоператорный интеллект | 1. Появление символической функции. Начало интериоризации схем действия. | 2-3-4 года |
| 2. Интуитивное мышление, опирающееся на восприятие. | 4-5-6 лет | |
|
| 3. Интуитивное мышление, опирающееся на более расчлененные представления. | 5-6 – 7-8 лет |
| В. Конкретные операции | 4. Простые операции (Классификация, сериация, взаимно-однозначное соответствие). | 8-9 – 10 лет |
|
| 5. Система операций (система координат, проективные понятия). | 9-10 – 11-12 лет |
III. Репрезентативный интеллект и формальные операции | А. Становление формальных операций | 1. Гипотетико-дедуктивная логика и комбинаторика | 11-12 – 13-14 лет |
В. Достижение формальных операций | 2. Структура "решетки" и группа четырех трансформаций (INRC)операции: прямая, обратная, реципрокная,кореллятивная. | от 13-14 лет |