Эпилепсия. Чем может помочь нейропсихолог?

i i i i i i i i i i i i i

Эпилепсия у детей и взрослых вызвана пароксизмальными разрядами в нейронах головного мозга, обычно заболевание проявляется типичными повторными приступами различного характера, но существуют также разновидности эпилептических припадков в виде внезапно наступающих расстройств настроения -дисфории или сознания, а также постепенным развитием характерных изменений личности, характера, формированием акцентуаций, т.е. развитием заостренных черт, выглядящих со стороны, как необычное поведение человека. В некоторых случаях наблюдаются психозы, неврозы, которые протекают остро или хронически и проявляются такими состояниями, как тревожность, страх, тоска или наоборот приподнятым настроением, а также бредом, галлюцинациями. Эти описанные симптомы бросаются в глаза окружающим людям, тогда как трудности в обучении ребенка, уровень развития мышления, различные виды памяти, да и в целом: способность человека реализовать свои потребности возможно выявить только в ходе качественной психо- и нейродиагностики.

              Очаги эпи-активности или другие пароксизмальные нарушения изменяют работу головного мозга, влияя на функционирование различных его звеньев, иногда выпадение лишь одного звена мышления, например способности симультанно (одновременно) оценивать отдельные элементы, влияет на анализ и общее восприятие полученной информации человеком. При височных видах эпилепсии выраженно страдает эмоциональная и речевая сферы, мышление, при нарушениях биоэлектрической активности в срединных отделах головного мозга снижается адаптивность и коммуникабельность пациента, доказана связь этих отделов с развитием аутизма, но главным образом нарушается работа первого функционального блока мозга, отвечающего за поддержание оптимального тонуса нервной системы, за баланс между возбуждением и торможением в нервных клетках, т.е. базовый уровень. Лобные отделы головного мозга отвечают за упорядоченность, последовательность действий и мышления, но особо важны они в проявлении самоконтроля, воли и мотивации человека. Генерализованные приступы, во время которых происходит разрыв нейронных связей приводят к серьезным последствиям, у детей задерживаются все виды развития, у взрослых возможны нарушения памяти, психические изменения, патологии, возникающие при эпилепсии разнообразны.

               Пациенту, состоящему на учете у невролога-эпилептолога всегда необходимо сопровождение нейропсихолога (клинического психолога), чтобы предотвратить развитие душевных расстройств и скорректировать нарушения мышления, функционирование нервной системы и головного мозга.

               Полная нейродиагностика всех психических функций пациента проводится в течение нескольких встреч  после первичной консультации, на которой учитываются результаты различных обследований: ЭЭГ, МРТ, УЗДГ, невролога, психиатра и др., а также оценивается общая динамика движений, моторики, речи, психо-эмоционального состояния больного.

Чем же может помочь нейропсихолог? Прежде всего работа ведется с семьей через разъяснение особенностей заболевания "эпилепсия" и влияние его на настроение, самочувствие и психику больного. Составление режима дня, подбор физической нагрузки, методов развития и восстановления умственных способностей ребенка. Непосредственно сама нейрокоррекция (индивидуальные занятия с нейропсихологом) включает работу со всеми тремя функциональными блоками мозга, отвечающими и за поддержание оптимального тонуса психики, и за получение и переработку полученной информации, и за планирование своей деятельности (программирование): решение задач, понимание логико-грамматической структуры речи, укрепление межсенсорных связей, развитие мышления, памяти и т.д.

Важно! Сопровождение нейропсихолога необходимо пациентам с эпилепсией на протяжении всей жизни, т.к. новый приступ приводит к разрыву нейронных связей и вовремя оценить локализацию и степень повреждения психических функций важно для того, чтобы сгладить негативное воздействие заболевания на мозг больного!

Наверх