Что такое нейропсихология?

i i i i i i i i i i i i i

Что такое нейропсихология?  

Нейропсихология – наука о мозговой организации психических функций, она изучает формирование мозговой организации психических функций в процессе индивидуального развития ребенка и взрослого. Любая психическая деятельность – это сложно организованная функциональная система. Овладение навыками требует слаженной работы всех зон и участков мозга от рождения и до смерти.
Одной из основных задач нейропсихологии является изучение того, какие зоны мозга работают, когда человек решает арифметическую задачу, пишет, читает, запоминает и припоминает, выполняет чертеж, узнает знакомые предметы, звуки и лица.
Например, если ребенок неусидчив, отказывается от занятий в детском саду, испытывает трудности в овладении учебными навыками в школе, можно предположить, что имеются разной степени выраженности функциональная несформированность либо отдельных звеньев психической деятельности, либо нарушение деятельности целых блоков мозга. Часто, при неврологическом обследовании у таких детей выявляется легкая симптоматика, свидетельствующая о мозговой дисфункции, в карточке вы можете увидеть диагноз ММД.  Как правило, у таких детей наблюдаются нарушения в поведении, трудности в общении, в речи, выраженные негативные личностные особенности. Например, ребенок может быть агрессивным или наоборот очень неуверенным; он может быть чрезмерно избирателен в еде или наоборот, неразборчив и т.д.
Огромное влияние на формирование интеллектуальной и эмоционально-личностной сферы оказывают подкорковые структуры, это они отвечают за базисные функции головного мозга: регуляцию, равновесие, баланс, координацию, долговременную память и вообще одновременность оценки происходящего вокруг.
В нейропсихологии принято выделять подкорковые образования в первый функциональный блок мозга, обеспечивающий энергетический тонус психической деятельности. Детей с функциональной недостаточностью подкорковых образований
характеризует быстрая утомляемость и истощаемость, нарушения внимания и памяти, нарушения мышечного тонуса и т.д. Конечно с жалобами на быструю утомляемость, низкую работоспособность ребенка и другими неспецифическими жалобами родители обращаются к медикам, к участковым педиатрам, невропатологам, психоневрологам. Но нейрокоррекция таких состояний существенно дополняет фармакологическую терапию, работу логопедов и коррекционных педагогов, реабилитологов.
Но что особенно важно! Нескорректированные несформированности в детстве с годами становятся частью личности взрослого и сопровождают его в виде таких черт, как вспыльчивость, безответственность, рассеянность, такие люди не могут планировать свое рабочее время, не могут переключиться с отдыха на труд, забывчивы, неряшливы, не обязательны, а в более серьезных случаях сталкиваются с неврозами и приобретают с годами ворох психосоматических заболеваний. Речь таких людей сумбурна, уже в школьном возрасте многие выраженно отстают в умственном развитии, приобретают вредные привычки, зависимости, с которыми безуспешно справляются долгое время.
Кто же такой нейропсихолог? Это клинический (медицинский) психолог, прошедший специализацию в области формирования мозговой организации психических процессов. И именно нейропсихолог расскажет в чем особенности мозговой деятельности, как работают психические функции и как можно их развить.
Что такое нейропсихологическая коррекция?
 Нейропсихологическая коррекция направлена на стимуляцию развития и формирование слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга. Посредством специально разработанных двигательных упражнений, развивающих игр и занятий стимулируется формирование определенных компонентов психической деятельности: регуляция и контроль психической деятельности, моторные навыки, зрительное, слуховое, пространственное восприятие, эмоциональная сфера и многие другие. В процессе занятий происходит коррекция психофизиологической основы психической деятельности и формирования личности ребенка. Достигается понимание родителями взаимосвязи функционального состояния ребенка и его поведения. Происходит коррекция взаимоотношений родителей и ребенка. В процессе занятий родители получают навык «формирующего, развивающего» общения с ребенком, что
является необходимым, поскольку детский возраст тесно связан с овладением ребенком учебными навыками.
Мозг каждого человека работает по-разному и то, как именно устроена зрительная и слуховая память, внимание, мышление и речь ребенка отличается от организации этих функций у другого ребенка.
Человеку всегда что-то удается лучше, а что-то хуже, один хорошо запоминает все на слух, другой –только с помощью зрительной опоры, зрительной памяти. Почему важно знать эти особенности? Представьте, что у ребенка хорошая зрительная память, а слуховая – не очень. А нагрузка в школе на слуховую память очень большая. и там, где требуется много, быстро и успешно запомнить на слух, ребенок будет делать ошибки и путаться. Или, например, при исследовании выяснилось, что у ребенка ведущий глаз – левый, и ведущее ухо – левое, а в классе он сидит на парте в ряду у окна. Значит, основной канал восприятия информации у него направлен не на учителя и не на доску, а на улицу и школьный двор.
Знания в области нейропсихологии позволяют: выбрать правильный подход в развитии и обучении детей с учётом индивидуальных особенностей ребенка. Очень активно нейропсихологическая коррекция включается в программу реабилитации детей с органическими поражениями мозга и ЦНС, детей с ДЦП, перенесшими оперативное вмешательство, травмы: психические и физические. 
Для абсолютно здоровых детей нейропсихолог подберет программу индивидуального интеллектуального и личностного роста с целью сохранения здоровья, ресурсов, для повышения эффективности деятельности в целом.

Итак, области применения нейропсихологии.

В работе психолога при работе с детьми, имеющими трудности обучения;
В клинической практике при работе с детьми и подростками имеющими нарушения психического развития (РДА-ранний детский аутизм, детский тип шизофрении);

В логопедической работе для уточнения механизмов нарушений речи и более эффективного построения коррекционных программ вместе с логопедом-дефектологом;
В психолого-педагогической деятельности с целью профилактики и коррекции нарушений психологического развития у детей, профилактика нервных срывов, повышение адаптационных способностей.
Для родителей, желающих грамотно помогать детям восстанавливаться после болезней и травм, осваивать дошкольную подготовку и школьные знания, а также понимать особенности развития психических процессов.
Для взрослых: с целью повышения собственной эффективности (развить память, мышление, научиться планировать время, корректно и лаконично думать и излагать свои мысли); восстановиться после инсультов, операций, травм мозга, стрессов, понять особенности своего мышления и научиться использовать его "плюсы", получить от нейропсихолога программу личностного роста.

 

Наверх